Daglow.ru

Медицина и ваше здоровье


Игровые методы работы в логопедической практике

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.

Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р.

Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое).

Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а

– с комаром, звук ж

– с жуком, звук ш

– с сердитым гусем, звук р

– с мотором машины и т. д.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком.

Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.

Приведем пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы р

и соответствующих ей звуков р

и рь

.

1) Артикуляция звука.

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!

2) Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р

и рь,

поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

3) Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

4) Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь,

1)Выделение звуков л-ль, р-рь.

- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)

- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки

л-ль, р-рь.

2)Шутки-чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

3) Работа над предложением.

Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо… Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Острый холецистит Острый холецистит – воспалительный процесс во внепеченочных путях с преимущественным поражением желчного пузыря, при котором происходит нарушение нервной регуляции деятельности печени и желчных путей по выработке, а также изменения самих желчных путей на почве воспаления, застоя желчи и холестеринемии. ...

Болезни, передающиеся половым путем (БППП) Инфекционные заболевания, распространяющиеся в результате половых контактов, называют болезнями, передающимися половым путем (БППП). К БППП относят болезни, которые раньше называли венерическими (т.е. почти всегда передающиеся половым путем), а также ряд болезней, иногда передающихся и не половым путем. Помимо того, что термин БППП ...